Правовой Центр Александр Невский юристы адвокаты петергоф юрист, адвокат, Петергоф, консульатция Санкт-Петербург
На Главную Почему Мы? Гарантии Услуги и Цены Статьи Отзывы Наша Практика Контакты

Причины плохого обслуживания в сфере ЖКХ и их решения в Санкт-Петербурге.

Несколько лет назад в коллегию адвокатов, в которой я работал помощником адвоката, начали массово обращаться люди со своими проблемами по оплате жилья. Что приятно, народ стал более грамотен юридически и начал понемногу переходить от состояния пассивного плательщика, который платит, «лишь бы не трогали» в гражданина, который желает узнать свои права и требовать за те деньги, которые он платит управляющей кампании, должного обслуживания.

Вопросов была масса: «Почему я должен платить за услуги, которыми не пользуюсь? Почему мне не оказывают услуг, которые я оплачиваю? Почему я должен платить не управляющей кампании, а в какой-то ВЦКП? Почему управляющая кампания нарушает мои права, а суды, администрация и жилищная инспекция встает на их сторону? И много иных».



Мы поможем решить Ваш вопрос на всей территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области в кратчайшие сроки!

Данные вопросы очень важны для понимания всего состояния сферы услуг ЖКХ в России и выработки мер противодействия выработанной коррупционной системе.

Поскольку живу и работаю я в Санкт-Петербурге, то речь здесь пойдет по большей части о той ситуации, с которой я столкнулся на практике, в своем городе. Это не означает, что где-то в другом городе, на территории Российской Федерации не действует жилищный кодекс или какие-то федеральные законы. Возможно где-то ситуация отличается, где-то чиновники более юридически грамотные и порядочные, где-то исполнительная власть работает на совесть.

Итак, вопрос первый: «Почему я должен платить за услуги, которые не делаются?

Статья 154 Жилищного Кодекса Российской Федерации.

Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги

1. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; 3) плату за коммунальные услуги.

2. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги.

3. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

4. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Как видно, в статье перечислен исчерпывающий перечень того, что входит в оплату жилого помещения и коммунальных услуг. И никто не может изменять структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги, кроме как внесением изменений в Жилищный Кодекс РФ.

Это, по сути, тот перечень обязанностей, который возлагает на собственника (или нанимателя) государство по содержанию своего жилья и общего имущества, чтобы поддерживать его в надлежащем состоянии.

А нам добавляют, чаще всего, без нашего на то согласия, в те же квитанции оплату радио-точки, телетрансляцию, антенну, обслуживание домофона и другие дополнительные услуги, которые не упомянуты в структуре платы за жилое помещение и коммунальные услуги, определенной ст. 154 ЖК РФ. Поэтому, если вы действительно не пользуетесь радио или у вас не проведена телевизионная антенна, нет ключа от домофона (и в квартире нет пульта открытия двери домофона), нужно бороться с этим любыми законными способами.

Вопрос второй: Почему не делают работы, которые я оплачиваю?

В данном вопросе главных причины две:

Во-первых: наша система управляющих кампаний, даже после всех реформ, которые пытались проводить на федеральном и местном уровне, всё равно осталась прямой наследницей советской системы. И когда в Российской Федерации начали появляться «Жилкомсервисы» - все дома по муниципальным округам просто передали этим организациям без оценки технических возможностей этих организаций.

В нашем Петродворцовом районе, где безраздельно властвовал «Жилкомсервис г. Петродворца» больше трех сотен домов. Всех их обслуживает одна организация. Всё, что есть у этой организации – договора с ресурсоснабжающими организациями, трудовые договора с уборщицами по подъездам, да отдел юристов-консультантов, которые занимаются уходом от ответственности всеми «правдами и не правдами», а также взысканием задолженностей по квартплате.

То есть работать с жалобами жильцов некому. Ремонтом занимаются сторонние организации-однодневки, к которым после проведения работ не обратиться даже по гарантийному обслуживанию. По любому обращению самое большее, что может сделать «Жилкомсервис г. Петродворца» – передать обращение в стороннюю аварийную службу.

Данный вопрос встал остро именно сейчас, когда договора, заключенные между ООО (бывший ОАО) «Жилкомсервис г. Петродворца» и жильцами на основании решений общих собраний собственников в многоквартирных домах подходят (либо уже подошли) к окончанию срока своего действия (договора, заключенные в 2005-2007 годах).

То есть, если договор закончил свое действие за истечением срока, на который он был заключен, то даже просто обратиться в ООО «Жилкомсервис г. Петродворца» собственник не имеет права. В то же время, ООО «Жилкомсервис г. Петродворца» значится в качестве исполнителя в счетах-квитанциях об оплате жилищно-коммунальных услуг, выставляемых как в адрес нанимателей, так и в адрес собственников жилых помещений, договора с которыми утратили силу.

п. 4 ст. 161 ЖК РФ: Выбор способа управления многоквартирным домом. Общие требования к деятельности по управлению многоквартирным домом (в ред. Федерального закона от 04.06.2011 N 123-ФЗ)

4. Орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. (в ред. Федеральных законов от 29.12.2006 N 251-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 27.07.2010 N 237-ФЗ)

В соответствии с п. 4 ст. 161 ЖК РФ, орган местного самоуправления должен провести конкурс, к которому должны допустить любое кол-во управляющих кампаний, удовлетворяющим требованиям конкурса. При этом сведения о проведении органами государственной власти Санкт-Петербурга открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, в соответствии с п. 4 ст. 161 ЖК РФ и Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом», а также о выполнении требований ФЗ РФ от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд - отсутствуют.

Из вышесказанного, по первому пункту вопроса, можно сделать вывод, что подобная монополия, при которой собирается максимум денежных средств с минимумом затрат на содержание домов кому-то выгодна.

И с вопросом: «Кому именно?» я перехожу ко второй причине вопроса.

Во-вторых:

Вы когда-нибудь задумывались, почему договор у вас заключен с управляющей кампанией, а в квитанциях указаны реквизиты, как не странно, не вашей управляющей кампании, а ГУП ВЦКП «Жилищное Хозяйство»?

Контрольно-Счетная Палата (КСП) Санкт-Петербурга указывает на ст.155 Жилищного кодекса и на письмо Минрегионразвития от 2 мая 2007г.

Так, КСП говорит, что «в соответствии с порядком внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленным ст.155 ЖК РФ, плата должна вноситься нанимателями и собственниками жилых помещений на основании платежных документов: плата за наем - наймодателю жилого помещения; плата за содержание и ремонт жилого помещения - управляющей организации; плата за коммунальные услуги - управляющей организации или поставщикам коммунальных услуг. Тем самым Жилищным кодексом определен исчерпывающий перечень получателей платежей населения».

КСП также отмечает, что «на территории Санкт-Петербурга действовал не соответствующий установленным Жилищным кодексом РФ требованиям механизм внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, утвержденный распоряжением Жилищного комитета от 03.03.08г. № 44-р «О порядке организации расчетов за услуги, оказываемые организациями, осуществляющими управление и обеспечение технической эксплуатации объектов жилищного фонда» (документ утратил силу в связи с изданием распоряжения Жилищного комитета Санкт-Петербурга от 08.02.2010 №32-р), а также «установление порядка расчетов за жилищно-коммунальные услуги нормативными правовыми актами Жилищного комитета находится вне пределов компетенции органов исполнительной власти Санкт-Петербурга».

КСП признала также нарушением законодательства указание в наших квитанциях номера банковского счета ГУП ВЦКП, а не исполнителя услуг.

Проверкой, которая проходила с 4 сентября по 2 октября 2009 года, был выявлен ряд нарушений в деятельности ВЦКП, районных жилищных агентств (ГУЖА) и Жилищного комитета, сообщили в пресс-службе Законодательного собрания Петербурга.

В частности, проверкой выявлено, что на основании актов, подписанных первым заместителем директора центра Александром Канским, в 2008 году и первой половине 2009 года были оплачены невыполненные ремонтные работы на сумму не менее 575,6 тыс. рублей.

По результатам проверки КСП объявлены выговоры двум заместителям директора центра (всего лишь пара выговоров!).

Хочется обратить внимание, что до сих пор в квитанциях указывается ГУП ВЦКП Санкт-Петербурга.

Подведем итог:

Как выше мной написано, денежные средства за свое жилье мы платим на счет ГУП ВЦКП Санкт-Петербурга. А далее эти деньги уходят бюджет. Причем, суммы, полученные по этому каналу являются довольно не малой долей бюджетных средств, на которые, в том числе, город финансирует различные программы (не только в сфере ЖКХ).

Получается, что всей администрации Санкт-Петербурга крайне не выгодно, чтобы мы с вами оплачивали услуги честных, конкурентоспособных управляющих кампаний на счет самих управляющих кампаний, поскольку в этом случае бюджет теряет значительные вливания.

Удобно поддерживать те управляющие кампании, которые просят сравнительно небольшие суммы из бюджета за малый объем работ.

И что в такой ситуации делать?

Для начала нужно понять самому и донести до своего окружения мысль о том, что лучше самих собственников, о них никто не позаботится.

В целом, конечно, нужно менять саму схему обслуживания домов, движения денежных средств на обслуживание, систему контроля производства услуг.

Но это довольно долгосрочный план, до которого еще надо дожить.

Что же можно сделать прямо сейчас?

Миновать всю описанную мной коррупционную систему можно совершенно законно прямо сейчас. В Жилищном кодексе российской Федерации предусмотрена такая форма управления многоквартирными домами, как «Товарищество собственников жилья». В этой форме собственники сами себе хозяева и своими силами заключают договора на обслуживание и следят за качеством выполнения услуг. Денежные средства из ТСЖ никуда ни по каким сомнительным организациям не перенаправляются. Они тратятся только на реально оказанные услуги.

А как это в других странах?

Если посмотреть на опыт стран Европы и Америки – они пошли именно по плану развития ТСЖ. Конечно, со своими «национальными особенностями». Подробно, об опыте других стран я расскажу в одной из следующих статей.

С уважением, Ашихмин Алексей Андреевич, юрист

 

консультация юриста, записаться на консультацию

 
Тел.:
Введите текст вашего вопроса юристу*:

 

Отзывы

29.05.2013
Мишин Александр
Тел: 921-565-76-81

Выражаю благодарность Алексею Андреевичу за его высокопрофессиональную помощь в моем деле и дарю ему в благодарность одну из своих книг, с автографом! Дело у меня семейное и о подробностях распространяться не хочу, но сказать "Спасибо" - считаю своим долгом!

    ________________

24.05.2012
Елена Махова
http://vk.com/id109381436

Большое спасибо Екатерине Викторовне! Избавили от массы проблем! Пришла зарегистрировать ИП… а они оказывается еще и визитки с печатями делают… и бухгалтера толкового имеют. Работаем с Катериной уже больше года.

    ________________

06.05.2011
Мокин Александр
http://vk.com/mokinae

Наехал на плохо закрепленную крышку люка и влетел на 100 с лишним тысяч рублей ремонта. Станислав Викторович не только доказал вину Водоканала, но и взыскал с них всё по полной!

Читать все отзывы>>



  • Контакты
  • Тел: 8 (812) 924-73-79
  • Адрес: Санкт-Петербург, Морской проспект, дом 24
  • E-mail: zasudimrf@yandex.ru
  • Мы Вконтакте >>




©Правовой Центр "Александр Невский" 2011-2017. Все права защищены.
191000 Санкт-Петербург, Морской проспект, дом 24
Тел: 8 (812) 924-73-79, E-mail: zasudimrf@yandex.ru
Яндекс.Метрика